39

Мама Недели: Алина Чабуткина (блог «Наши не серые будни!»)

Наступил Новый год, и в рубрике Мама Недели — новые герои. Сегодня в гостях у Блоги Мам Алина Чабуткина, хозяйка блога Наши не серые будни!, настолько ищущая, творческая, активная, всесторонняя, что, кажется, её энергии хватит на всех нас. Читаем и заряжаемся. 🙂

Мама Недели: Алина Чабуткина (блог "Наши не серые будни!")

Блоги Мам, Марина: Алина, здравствуйте! Очень интересно и познавательно было почитать ваш блог. 🙂 Давайте знакомиться!

Алина: Здравствуйте, дорогие читатели! Спасибо большое за интерес к моему блогу. Меня зовут Алина — я мама чудесного мальчика Серёжи, которому сейчас 4,5 года. Мы из Санкт-Петербурга. Обожаем читать книги, играть и гулять по городу. Всегда рады новым знакомствам как в Сети, так и в реальности!

Марина: Прочитала у вас в блоге, что вы связаны с медициной. Как именно?

Алина: С самого раннего детства меня тянуло к играм в доктора, позже захотелось научиться помогать в борьбе с болезнями близким, научиться помогать себе, проникнуть в самую суть. После 9-ого класса я поступила в медицинский колледж. Такое решение пришло ко мне, потому что мне было скучно и неинтересно в школе. В колледже сразу чувствовалось — всё чему учат, очень важно и обязательно пригодится.

Отучившись 4 года, я поступила в Медицинскую Академию им И. И. Мечникова на лечебный факультет, там было учиться сложно, но интересно. В тот же год я начала параллельно дежурить в больнице скорой помощи. Так прошло 4,5 года, в бесконечном потоке дежурств, зачётов, сессий. И где-то глубоко в душе у меня появилось ощущение, что чего-то или кого-то очень не хватает. 🙂

И как раз в тот момент к нам в семью и пришёл Серёжа. Институт я оставила после зимней сессии на пятом курсе. И после рождения ребёнка на учёбе я не восстановилась, потому что поняла, что мои взгляды на жизнь и интересы поменялись. Но я всё же вышла на дежурства, когда Серёже было 10 месяцев. И когда Серёже исполнилось 3,5 года, я поняла, что хочу и могу заниматься другим более интересным для меня делом.

Алина с семьёй

Марина: Наверное, ваше медицинское прошлое всё же сильно вам помогает в жизни?

Алина: Безусловно, в жизни знания по медицине помогают, но, бывает, и мешают. Но я не отношусь к тем, кто в панике каждый раз, когда что-то не так, и вызывает скорую. Чаще я во всём разбираюсь сама и стараюсь мыслить здраво. Годы учёбы и работы дали мне бесценный опыт.

Марина: А как вы пришли к болговедению?

Алина: Блог появился два года назад, когда я перешла из читателей в активные участники различных интернет-проектов и конкурсов, которые организует моя дорогая Маша Костюченко. Для меня Машин блог был чем-то невообразимым, когда я его нашла, я была в немом восторге! Читала каждый день, возвращалась снова и снова! Это кладезь идей и полезной информации!

А для участия в Машиных проектах нужна была площадка для публикаций. Так я создала свой блог и опубликовала пост для конкурса Игрушки стран мира про матрёшек, для которого сшила книгу из фетра. С этим постом я выиграла участие в обучающем семинаре Маши «Как подготовить и провести тематическое занятие!» Это была для меня такая радость! И с этого момента понеслось!!!!

Идея названия блога возникла сама собой — у меня была и есть мечта, создать для ребёнка интересную и живую среду, которая будет меняться с его интересами. И для каждой новой темы, которую мы изучаем, я стараюсь создать яркое и интересное пространство вокруг, которое бы дало возможность пропустить тему через себя, почувствовать её. От этого будни становятся действительно не серыми!

Помимо блога я активно веду профиль в Инстаграме — это моя любимая и очень интересная площадка! Такого быстрого обратного ответа и количества интересных людей я ещё нигде не видела! В своём профиле я провожу много конкурсов и марафонов, которые находят большое количество читателей и участников! Летом и осенью я проводила марафон #Монтессори_каждый_день, и за четрые месяца марафона много людей нашли для себя что-то интересное, я даже знаю, что некоторые дети благодаря этому начали читать!

Есть 2 читательских проекта — #дети_стихи_зима — проходит сейчас. Я его провожу с логопедом Евгенией Ершовой и детским книжным проектом Кидсбукия. Суть проекта — дети читают наизусть коротенькие, на 15 секунд, стихи, а мы дарим участникам подарки. Но на самом деле, такие проекты стимулируют родителей и очень полезны для детей. Главное не подарки и даже не стихи, а совместно проведённое время детей и родителей!

Ещё один проект, который я только запустила в декабре и он будет длиться целый год — #внеклассное_чтение_alinaland — очень интересный и любимый мной проект. Каждый месяц я задаю новую тему для чтения, родители с детьми читают и придумывают что-то интересное (поделки, домашний театр, сенсорные коробки и др.), а в конце месяца я разыгрываю призы от спонсоров. Опять же, польза на лицо!

Идея каждого проекта возникает исходя из интересов и потребностей Серёжи. Монтессори проект я придумала для улучшения навыков в практической жизни (одевание, еда, уборка), а ещё для обучения чтению.

Благодаря проекту я сама сделала для Серёжи новые Монтессори-материалы, которые бы поленилась сделать без компании читателей. А книжные проекты возникают из-за нашей с Серёжей любви к чтению! Прочитав новую книгу Рождённый читать, я придумала проект за пару секунд и спонсоры довольно легко находятся!

Такая активная жизнь в Интернете помогла мне найти огромное количество добрых и хороших друзей! Маша Костюченко, Евгения Ершова, Лиза Арье, Юля Матроскина, Аня Мастеренко — это мои верные друзья и помощники, люди, которые поддерживают мои идеи, которые помогут в любой сложной ситуации и порадуются за меня в счастливые моменты! Дружба с этими девочками перешла из виртуальности в реальность! А уж сколько виртуальных друзей в ИГ!!! Это что-то невероятное! Найти столько единомышленников!

Помимо этого, Интернет даёт массу возможностей! В этом году у меня было много интересных проектов – Массорти в ИГ (@m_assorti), в он-лайн школе Марии Костюченко в марте стартовала Монтессори переменка — игровой проект, направленный на развитие мелкой моторики и утончение сенсорики, в ИГ и ВКонтакте совместный пошив — новогодний адвент — это для меня был удивительный проект, в том плане, что СКОЛЬКО народа начало впервые шить из фетра!!! Даже те, кто никогда не держал в руках иголки!

Помимо друзей у меня появилось много полезных связей c различными издательствами, проектами, компаниями, которые предлагают мне поддержку в разных моих проектах.

Основные активные проекты у меня идут в ИГ, потому что там у меня большая аудитория, активный обратный ответ, но и блог в этом плане я не хочу оставлять. Вся система блога меняется с ростом и изменением интересов Серёжи. Сейчас на первое место в наших не серых буднях выходят три темы (по крайней мере в моей голове): 1. Серёжина домашняя школа (очень объёмная и живая тема, которая меняется каждую неделю); 2. Детские книги и читательские проекты; 3. Фетр и методика Марии Монтессори, эти две вещи я всегда пытаюсь совмещать.

Настоящие Монтессори материалы очень дорого стоят, поэтому я всё время придумываю аналоги, но такие, чтобы они были красивыми и соответствовали требованиям. Доска сотня, красно-синие штанги, шершавый алфавит и буквы, розовая башня, подвижный алфавит, книга больших историй из фетра, конструктивные треугольники, дроби, шумовые цилиндры, ароматические баночки и проч.

Марина: Какие строите планы по развитию блога в этом году?

Алина: Хочу сделать блог более живым, рассказать о накопившихся занятиях с Серёжей по академии Умница. Конечно, писать книжные посты проще, чем живые про ребёнка, меньше возни с фото. Но мне на НГ Дед Мороз принёс камеру специально для улучшения визуального качества блога.

Идей на новый год очень много: перевести читательский проект из ИГ в блог, развивать тему анатомии для детей и прогулок с детьми по Петербургу. Хотелось бы оформить петербургскую тему в кое-что интересное, не виртуальное, совместно с другими мамами-блогерами.

Благодаря блогу 2015 год я начинаю с работы над своей книгой, которая к лету выйдет в издательстве Феникс.

Есть интересная идея для нашего папы, чтобы и он не оставался в стороне. 🙂

Сейчас мы с Серёжей помимо прочего ещё завели канал на ютюбе, на котором Серёжа рассказывает о книгах сам. Ну и я иногда читаю книги. Занялись видео блогингом. 🙂

Алина с сыном Серёжей

Марина: Весомую часть ваших записей занимают заметки про систему Монтессори. Как вы сами пришли к этой методике? Что в ней для вас главное?

Алина: К методике Монтессори я пришла, когда Серёже было полгода. Эта методика меня привлекла своим антропософским началом, она основана на любви и уважении к детям. А это самое главное. Не методы обучения чтению, не уникальные материалы, а именно уважение. Также мне нравится, что методика предлагает наблюдать за детьми. Надо предлагать детям то, что актуально для них в данный момент времени — сенситивный период.

Следование философии Марии Монтессори помогло мне справиться с непониманием того, что делать с ребёнком. Почему возникают скандалы, истерики? До 3 лет у нас дома были зоны, сейчас в 4 года это уже не так просто, потому что материалы начинают занимать больше места в квартире. Но элементы методики и отдельные материалы мы продолжаем использовать.

Марина: Меня не могло не восхитить, как организована ваша жизнь. Вы же едва ли не ежедневно проводите какие-то занятия!!! Например, у вас существуют творческие понедельники. Расскажите о них. Чем наполнены другие дни? И как вам удаётся соблюдать режим занятий?

Алина: Действительно, мы ежедневно проводим занятия. В начале пути легче составить примерное расписание и следовать ему. Так и было у нас: я составляла план на год и мы шли по нему с бОльшими или меньшими отступлениями.

В этом году в сентябре я решила составлять план, но наоборот. Месяц мы занимались, а я записывала то, что мы успели. И, исходя из этого, получилось составить расписание, которое возможно реализовать. Сейчас мы живём без расписания, занимаясь тем, что интересно в данный момент. Но в голове у меня всегда есть план, нужно охватить математику, развитие речи и чтение, творчество и физическую активность — это основные части. Плюс английский, география, история, если хватит времени или будет интерес. Идеально под этот план подходят комплекты Академии Умница. Они охватывают именно эти области знаний.

Творческие понедельники — это были дни, к которым я специально готовилась заранее. Подбирала тему, материалы, задания. Как только такие занятия входят в колею, я могу не готовясь проводить их в любой день. Главное, иметь под рукой достаточное количество материалов.

Марина: Я так понимаю, что вы не водите сына в развивающие центры и всё устраиваете ему дома самостоятельно? Как бы могли вдохновить других мам, которые считают, что постоянные, системные занятия с детьми – это очень сложно и трудоёмко?

Алина: Да, в сад и центры мы не ходим. В этом есть и плюсы, и минусы. Думаю, что это отдельная тема для беседы. Организовать самостоятельные занятия не сложно, ГЛАВНОЕ! Занимайтесь с ребёнком тем, что интересно вам! Тем, что вы любите! Дети чувствуют живой интерес взрослого и заражаются им!

Я даже считаю, что для полноценного развития кругозора ребёнка можно просто читать книги. Сейчас такое огромное количество детской литературы, которая помогает не просто хорошо провести время родителям с детьми, но и охватить самые разные области знаний. Главное, сориентироваться во всём этом многообразии и подобрать правильные издания.

Марина: А как вам удаётся заинтересовать ребёнка? Как отодрать его от мультфильмов или от мяча и усадить его слушать, например, про балет?

Алина: Про балет. Можно смотреть балет и играть в мяч. 🙂 Не надо строго разделять деятельность. Если ребёнку хочется играть в мяч, а вам рассказать про «Лебединое озеро», то вполне может случиться такая сказочная история, что мяч попадёт в озеро и станет участником событий.

Надо следовать за интересами ребёнка и подстраиваться под них. А от мультфильма легко оторваться, если изначально ввести систему. Например, телевизор только 15 минут два раза в день после еды.

Марина: Как вы справляетесь с капризами и детскими «не хочу»? И вообще, бывает ли такое в вашей семье?

Алина: Капризы бывают и довольно часто! И скорее не на почве «не хочу», а наоборот, «хочу». И бывают мои срывы. Но я стараюсь избегать таких моментов заранее. Как-то подстроиться. Например, был период, когда Серёжа постоянно просил купить что-нибудь в киоске. От капризов по этому поводу помогает простое решение — ходить гулять другой дорогой. Так и в других вопросах, я стараюсь предвидеть. Для меня это проще, чем разрешать случившийся конфликт.

Марина: Хотела пораспрашивать вас про ваши музыкальные занятия. Музыке уделено немало времени. Почему, по-вашему, так важно уделять внимание музыкальному воспитанию? Сами ли вы придумываете ваши уроки? И есть ли какие-то результаты у сына?

Алина: Увлечение музыкой так же пришло из системы Монтессори, ведь органы слуха — это тоже часть сенсорной системы. Есть прекрасный и вдохновляющий источник — сайт Татьяны Ермолиной, где автор рассказывает об организации музыкальных занятий, работая по системе Монтессори.

Полноценно заниматься музыкой с Серёжей я не смогу, потому что я не обладаю необходимыми знаниями, но в следующем учебном году мы попробуем посещать музыкальную школу или заниматься с учителем на дому.

Марина: Вы пишете о домашнем обучении. Вас не устраивает современная школа? И чем? Как вы для себя представляете обучение в семье? И ваши первые опыты — как проходят? Как организовано ваше обучение дома? На что в первую очередь сделан акцент в обучении Серёжи?

Алина: Мне кажется, что в школе слишком много свободного – пустого времени, которое можно было бы потратить более продуктивно. Я бы не хотела обсуждать все минусы современной школы. И я уверена, что в ней много плюсов. Моё мнение сложилось в основном исходя из моего личного опыта обучения. Я всегда любила учиться, но охотнее училась сама дома, а не в школе. Мне кажется, что современная обычная школа ставит слишком узкие и жёсткие рамки и не хочет следовать интересам ребёнка.

В семейном обучении надо быть готовым к тому, что это труд для родителей! Нужно быть организованным человеком, уверенным в своих силах. Чтобы подогнать Серёжины знания под государственную планку, я читаю программы для детских садов. Мне надо понимать, что требуют от детей в определённом возрасте.

Со школой в этом плане проще. Прикрепляясь к определённой школе, вы получаете полный список того, что вам нужно будет сдать в момент аттестации. От вас только требуется подготовиться к определённому моменту. Как вы это будете делать, зависит только от вашего ребёнка и вас. Возможно, вам подойдёт метод погружения, целый месяц вы будете заниматься только историей. А потом месяц математикой. Или наоборот, каждый день будете изучать сразу 2-4 предмета по 15 минут. Не надо тратить время на дорогу, подготовку. Дома вы всегда готовы заниматься, читать или отдыхать в удобном для вас ритме.

Марина: Расскажите о сыне. Какой он?

Алина: Сережа очень интересный мальчик, он обожает узнавать новое, читать со мной и играть с папой. Любит слушать рок-музыку и танцевать. У него миллион вопросов для меня! Он очень чуткий и всегда чувствует настроение окружающих. Очень трепетно относится к вопросу веры в Бога. Очень любит животных и маленьких детей.

Серёжа

Марина: А чему сын учит вас?

Алина: Серёжа учит меня всему! Учит терпению! Но, главное, Серёжа учит меня наслаждаться моментом и жить сегодняшним днём. И быть самой собой!

Марина: Вы очень много занимаетесь с Серёжей. Что вы хотите видеть в нём, когда он подрастёт? Что, по-вашему, главное должны дать родители детям?

Алина: Создаётся впечатление, что мы очень много занимаемся, но это не так. Мы живём, просто вместе!

Я бы хотела, чтобы Серёжа вырос человеком с широким кругозором, с желанием докопаться до самой сути, узнать истину. Что бы он не был поверхностным. Живой интерес к окружающему, пытливый ум – полезные и важные качества. Это и есть главное, что могут дать родители. А читать и считать научатся все дети.

Марина: Вообще, у меня ощущение, что вы каждый день проводите какую-то невероятную работу — сшить, прочитать, узнать, подготовить… Так ли? И чем вы ещё увлекаетесь? Может, какие-то хобби, пока оставшиеся за кадром?

Алина: Я действительно много работаю, хотя и не работаю в традиционном смысле этого слова. Но это мне в радость! Всё, что я делаю, я люблю! За кадром увлечений пока не осталось. 🙂 Я люблю читать, гулять с Серёжей, заниматься с ним и узнавать что-то новое, люблю учиться, погружаться в новые темы. Сейчас осваиваю фотоаппарат, мечтаю научиться рисовать акварелью и играть на фортепиано.

Марина: Как вы всё успеваете и где ищете идеи для занятий? И когда успеваете так плотно вести блог? Какая-то оптимизация домашнего хозяйства, может быть?

Алина: Идеи для занятий приходят во время самих занятий. Для меня игра с Серёжей — это основной источник вдохновения. Это гораздо эффективнее, чем думать над чем-то полночи, потом ещё столько же что-то вырезать или клеить. А потом, в отвратительном настроении и невыспавшись, пытаться заинтересовать чем-то ребёнка. Надо начать и всё придёт само, а потом можно и полночи творить. Но обычно мы с Серёжей всё делаем вдвоём.

По этому поводу я как раз недавно думала, мы читали книгу «Механический дед мороз», в которой Петсон мастерит Деда Мороза для своего кота-ребёнка и делает он это в присутствии кота, но так делает, чтобы он не догадался что это! Вот оно! Мастерство родителей! Талант!

В блог же я пишу с ладони. Меня выручает уже несколько лет планшет. Если б не он, то я бы вообще не писала. Я пишу из ванны, с детской площадки, из пробки на проспекте, или из-под одеяла. 🙂 Хозяйство мы ведём с Серёжей вместе. Это тоже часть методики Марии Монтессори — упражнения практической жизни. Только с возрастом Серёжа чаще выбирает игру, а не протирание пыли, но в этом случае, он уже занимает себя сам, а я могу готовить или убираться.

Марина: Во всём ли и всегда вас поддерживает муж? Не бывает ли у вас разногласий относительно подходов к воспитанию?

Алина: Муж чаще не поддерживает сразу, но всегда молча наблюдает, а потом поддерживает. Главное, что он не против моих начинаний. Сейчас я спросила его, есть ли у нас противоречия в воспитании ребёнка… говорит, что нет. 🙂

Семья Алины

Марина: А как родилась ваша семья?

Алина: Мы с мужем знаем друг друга очень давно! Я училась в 7 классе! Мы познакомились в пионерском лагере. Сначала дружили, а потом стали встречаться. Страшно сказать, это было почти 15 лет назад! Мы очень хорошо знаем друг друга. Были разные периоды в нашей жизни и отношениях, но мы вместе, а это что-то значит.

Марина: Хватает ли вам времени отдохнуть? И как вы отдыхаете?

Алина: Я отдыхаю, занимаясь любимым делом. А всё, чем я занимаюсь, и есть любимое дело. Значит — я отдыхаю постоянно. 🙂 Если серьёзно, то иногда мне достаточно посмотреть час какое-нибудь «глупое» кино и я отдыхаю. А иногда, гуляя просто так без цели с Серёжей, я отдыхаю.

Ну и чтение книг тоже отдых. Вообще, отдых — это что? Мне кажется, что это смена деятельности. И больше вопрос эмоциональный, чем физический.

Марина: У вас в блоге очень много книг и книжных обзоров. Как вы выбираете книги? Есть ли, по-вашему, топ обязательных к прочтению книг? Какие книги вы сами помните из детства и будете ли их перечитывать сыну?

Алина: Книги — моя любимая тема. Я выбираю их исходя из интересов Серёжи. Сейчас ему стали интересны вертолёты, смотрю книги на эту тему. Раньше мне помогали библиотекари сориентироваться в детских книгах. Но сейчас они просят меня рассказать об интересных новинках или помочь сделать подборку на какую то определённую тему. Например, к Новому году я подбирала книги на тему символ года «Коза-овца».

Про список обязательных для прочтения книг… Не просто сказать об этом в двух словах. Надо стараться уделять внимание и отечественным писателям и иностранным. Не циклиться только на Колобке. Предлагать разнообразное книжное меню ребёнку. В этом поможет библиотека, а самые понравившиеся издания можно приобрести для домашней библиотеки.

Из своего детства я очень ярко помню впечатления от книги «Динка» Осеевой, прочитав ее в 3 классе на одном дыхании, я полюбила эту свободную девочку и её приключения. Я с удовольствием перечитаю её Серёже.

Марина: И то же с мультфильмами? Что для вас является обязательной программой? Совпадают ли ваши вкусы с Серёжиными?

Алина: В плане мультфильмов обязательной программы нет, есть нежелательные для просмотра мультики. Я стараюсь новые мультфильмы смотреть с Серёжей вместе, чтобы контролировать информацию, которую получает Серёжа. Хочется избежать излишней жестокости, пошлости.

С этого года наши вкусы стали немного отличаться, Серёжа узнал трансформеров и черепашек-ниндзя и хочет смотреть соответствующие мультики. Я его понимаю и иногда разрешаю их смотреть. И к своему удивлению, я нахожу некоторые подобного рода мультфильмы довольно толковыми.

Марина: Хотели бы вы заглянуть в своё будущее? И что бы вы там хотели увидеть?

Алина: Может, я и не хочу заглядывать в будущее, но воображение невольно рисует картинки. Хочется увидеть счастливую семью.

Марина: Верите ли вы в Деда Мороза? И как проходит встреча Нового года у вас дома?

Алина: Я верю в чудо и в материальность мысли. Новый год мы проводим дома в кругу семьи, в уютной домашней обстановке. Лучше под пледом с кружечкой какао. Я не люблю гулять по ночам.

Марина: Что бы вы пожелали в новом году себе и своей семье? И традиционное пожелание всем блогомамам. 🙂

Алина: В новом году хочу всем пожелать прежде всего здоровья! А со всем остальным мы справимся сами! Желаю всем мира и тепла, успехов и благополучия, чтобы мечты и желания сбывались!!!

Обратите внимание, что ссылки на статьи из блога Алины находятся в тексте интервью.

С Алиной Чабуткиной беседовала Марина Зинина.

При оформлении интервью использованы фотографии из семейного архива Алины Чабуткиной.

Получайте свежие статьи на почту, как более 5000 читателей "Блоги Мам", и будьте в курсе всего самого интересного и полезного!

Ваш e-mail:
Комментарии

Алиночка, ура, как я ждала твоего интервью! ТЫ потрясающая, добрая, светлая, безумно креативная и волшебная!!! Я так рада, что знакома с тобой! Спасибо за добрые слова в мой адрес, они 100% взаимны!
Желаю огромного здоровья тебе и твоей семье!!! А еще побольше часов в сутках, поменьше разочарования в жизни и в людях, радости и счастья! И пусть все задуманное сбудется !!!

Очень люблю эту рубрику, поскольку она знакомит с очень интересными людьми и блогами.
Алина и Марина, спасибо за интервью.
Как книгоман, обожающий детскую иллюстрацию, сразу подписалась на ваш блог, Алина.

16.01.2015, 12:36

Замечательное интервью. С Алиной в прошлом году познакомилась в ИГ, участвовала в ее монтессори проектах и даже выиграла в гивэвей:-), теперь обязательно нужно будет поучаствовать и в литературных проектах.
У вас очень интересный блог, мне откликается Ваш взгляд на мир, на детей. Желаю вам всего-всего хорошего! Большое спасибо за это интервью. Теперь еще больше люблю Алину

16.01.2015, 16:46

С интересом прочитала интервью. Всегда приятно пересекаться с мамами-коллегами по хрумскулингу. И хотя наши причины хоумскулинга кардинально отличаются от Алининых (я как раз считаю, что у современных детей не достаточно истинно свободного времени), все равно радует, что все больше семей понимают, что лучшие специалисты развития ребенка это прежле всего папы и мамы. Единственно, немного удивило упоминание связи Марии Монтессори и антропософии. Основателем антропософии является Рудольф Штейнер, он же является основоположником Вальдорфской педагогики. И там, и там действительно есть глубокое уважение к ребенку, к его естественным ступеням развития, но хотя эти системы идут бок о бок и их часто сравнивают и путают, в целом, ничего общего они не имеют, и даже больше, во многом отличаются. Можно где-то почитать о том, какое отношение имеет Мария Монтессори к антрорософии?

    Я не корректно написала, гуманистическая педагогика, это имела в виду) я сравнивала немного эти методы http://mamaseregika.blogspot.ru/

      16.01.2015, 21:41

      Алина, спасибо! Разницу между методами я как раз очень хорошо знаю. Меня просто озадачило упоминание антропософии. Думала, может я упустила какую-то тайную сторону жизни и деятельности Марии 🙂

        Кстати, про истинно свободное время. У школьников его и нет, потому что слишком много времени тратится на условности школы. Дома можно сделать гораздо больше и быстрее, чем за школьный день. И отдохнуть качественно и позаниматься интересно. И свободного времени много)

          16.01.2015, 22:05

          Алина, я прошу прощения, просто я сегодня что-то немного зануда и придираюсь к словам. Меня сбила с толку параллель между свободным и пустым временем, но при этом я не знаю, на самом деле ли деле вы это имеете ввиду. Дело в том, что в моем понимании эти вещи совершенно не равноценны. Полностью свободное время совершенно не означает, что оно пустое. А пусто проведенное время совсем не обязательно было при этом свободным. Когда у ребенка есть свободное время, я совершенно не считаю нужным его занимать чем-то полезным, и даже более того, я совершенно не нервничаю, когда и сам ребенок ничего «полезного» на тот момент придумать не может. Я считаю (и вижу из опыта), что настоящее творчество рождается из тишины, порой из вакуума, а порой даже из скуки. В нашей культуре есть страх детской скуки, мы стараемся занять их жизнь и время до горлышка, чтобы они не приведи Господь, не заскучали. Мне же кажется, что хорошенько поскучав, ребенок выдает самые интересные, самые забавные, самые умопомарчительные результаты. Поэтому в нашей семье мы скуку любим, лелеем и культивируем, как некую закваску для великих дел. Вообще, это тема очень глубокая и многогранная, теоритезировать я об этом могу долго, да нельзя, младенец сейчас проснется 🙂

          Спасибо за интересный разговор. И прошу прощения за занудство!

            Дана, я тоже заметила, что дочка, когда одна сидит и будто скучает, выдает как раз совсем самостоятельные, такие долгожданные, очаровательные в своей детскости, рисунки и поделки. Такое редко бывает, когда мы делаем что-то вместе.
            Конечно, вместе что-то делать интересно и здорово, и получается в какой-то степени красиво. Но по-другому.
            А скука ребенка дает столько нового, что никак не рождается вдвоем, как бы та ни старалась это мотивировать.
            Приятно было прочитать у тебя в таком ясном исполнении эту, еще не совсем сформировашуюся во что-то цельное в моей голове, мысль.

              19.01.2015, 15:21

              Марина, современная европейская культура (европейская, в данном случае, как противопставление, например, дальневосточной) дает много ответов на вопрос, что и как ДЕЛАТЬ. А вот как просто *быть,* к сожалению, не учит. Кто-то назовет это ленью или пофигизмом, но иногда очень полезно оставить все, как есть, и посмотреть, что будет.

              Не хочу воровать дискуссию, но тема действительно очень интересная.

              Удачи тебе и малышкам! 🙂

            19.01.2015, 04:55

            Дана, ты впервые помогла мне не бояться детской скуки! Я раньше панически начинала «занимать» сыновей, если слышала от них, что им скучно. А теперь я не чувствую своей ответственности за их скуку.. И тем более подрос Дениска, рожденный на пике опухоли мозга — и возможно поэтому свовсем другой, чем остальные детки. Он может час и два молчать, а потом вдруг задать необычайно философский вопрос. То есть он думал эти два часа. а мне со стороны казалось. что он просто молчит и его надо тормошить, спрашивать, говорить.

              19.01.2015, 15:40

              Лада, спасибо, что делишься! Здоровья всем твоим сыночкам!

              про детскую скуку очень хорошо написал Януш Корчак в книге Как любить ребенка. Хорошая книга. правда пока ее читаешь чувтвуешь себя ничтожеством. но в конце понимаешь, что в этом и есть жизнь. без скуки не бывает взросления.

          16.01.2015, 22:06

          А про школу совершенно согласна.

марина
16.01.2015, 17:07

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ, действительно давно хотелось «поБлиже» познакомиЦа с Чудной-Мамой!!!

17.01.2015, 11:06

Такая мама..открытая, что ли, заряжающая! спасибо за интервью, очень-очень интересно!)

17.01.2015, 16:09

Доброго времени суток! Спасибо за интервью! Интересная мама, молодец! Побольше бы таких чудесных людей))

17.01.2015, 17:16

Алина, рада с вами познакомится! Меня моя дочь тоже научила жить сегодняшним днем и наслаждаться моментом 🙂
Ваша история очень интересна, а ваше желание вкладывать в ребенка и заниматься именно им имея при этом другие хорошие перспективы вдохновляет! Вот что значит правильно расставить приоритеты ценностей 🙂
Ваш блог мне тоже очень понравился!

17.01.2015, 20:11

Очень интересное и полезное интервью. Алина, у вас очень интересный жизненный путь и очень позитивная жизненная позиция. Ваша точка зрения на Монтессори мне тоже очень близка. Стараюсь использовать ее заповеди каждый день))

Прекрасно, когда в человеке пересекаются оптимизм, моторчик и творческое начало!
У вас вертолеты, а у нас слоны. 🙂 Лепим, рисуем, песни поем, книги и стихи читаем и т.д. 🙂
Марина и Алина, большое спасибо за интервью!

Так приятно познакомиться с еще одной интересной и творческой мамой из Петербурга. Меня, кстати, тоже «Динка» Осеевой до сих пор согревает приятными воспоминаниями. Хотя в этой книге не все радужно-весело. А «чай» из темной речной воды до сих пор ассоциируется с чем-то невообразимым и ароматным.

Спасибо всем!!!

Алина, я обратила внимание в первую очередь на Ваши посты о книгах. Обзоры новинок. Не реклама, а реальный отзыв реальной мамы.

19.01.2015, 05:13

Алина. рада, что узнала Вас и Ваш блог. Подпишусь сегодня в ИГ, тоже все больше нравится эта платформа.
Когда-то считала систему Монтессори панацеей, но постепенно охладела. Я отдыхаю по-настоящему, когда дети вокруг меня носятся, весело играя в придуманную ими же игру. Насколько я помню, ММ не поощряла таких коллективного веселья)) И вот вчера прочитала у А.Нилла: «Даже система Монтессори есть искусственный способ заставить ребенка учиться через действие. Ничего творческого в ней нет. » Действительно, находит ли ребенок возможность творить, выполняя пресловутый полив цветочков или чистку ботинок, описанные в «Помоги мне сделать это самому»?
Другое дело, когда чистка лука нужна для салата, а уборка необходима для чистоты. Но тогда это обычная семейная жизнь , причем тут Монтессори?
И тематические занятия мне часто кажутся «притянутыми за уши»: «Сегодня у нас лиса. Сейчас мы узнаем, где она живет, нарисуем и слепим, посмотри мультик о ней.» А сыну неинтересна тема, может быть неинтересна подача материала, формат занятия. То, что его по-настоящему волнует, не угадать заранее.. Как вы поступаете в таких случаях, когда равнодушие наступает в процессе игры, а тема и план еще не освоены?

    19.01.2015, 16:25

    Лада, вот у меня та же проблема, собственно, не именно с Монтессори, а с любой педагогической системой. В каждой такой теории, в отрыве от харизмы ее создателя, кроется опасность перестать думать и слушать себя. А чем дальше мы отдаляемся от основоположника, тем больше такие системы обрастают ритуалами и строгими правилами, которые теряют всякий изначальный смысл. Мария Монтессори была великим учителем, и работала она с очень тяжелыми детьми, поэтому в «помоги мне сделать это самому» тогда вкладывался совершенно другой смысл (это были дети, которые в жизни и чайника-то не видели!), чем мы привыкли считать сегодня. С другой стороны, конкретно в этом аспекте мне лично ближе Вальдорф, потому что все эти навыки подаются именно, как часть жизни, как часть ежедневных дневных ритмов, а не как сублимированные уроки. Возвращаясь к Монтессори, вот очень интересное интервью с Гордоном Ньюфелдом, который делится своим отношением в системе Монтессори, и в данном случае мне очень близко его понимание этой системы: http://alpha-parenting.ru/2014/04/14/ponimanie-metodiki-montessori-intervyu-s-g-nyufeldom/. Вот прекрасная цитата из этого интервью: «Чем ближе вы к источнику какого-либо предмета/знания, тем свободнее и гибче вам оно даётся, чем вы дальше, тем жёстче становятся рамки. Именно это происходит со всеми религиями. Чем вы дальше от изначального вдохновения, тем больше всех заботит форма, а дух утрачивается. Чем ближе вы к источнику, тем ближе вы к истинной сущности.»

19.01.2015, 22:48

Здравствуйте! Не серые будни — это интересно.

Меня впечатлила карта мира из фетра ( фетр я тоже люблю, кстати).

Мне всегда казалось, что эта программа Монтессори больше подходит для детей младшего дошкольного возраста.
Видимо, ошибалась.

Спасибо за интервью!

Рекомендую заглянуть в рубрику «Рекомендую книгу». Извините за тавтологию.
«Рожденный читать» и «Бамс» — заинтересовало!

Александра Ланская
20.01.2015, 16:28

В который раз убеждаюсь, что комментарии — не менее интересны, чем сама статья:)
Большое спасибо за знакомство с прекрасной мамой, я бы таким памятники ставила.
Отдельное спасибо девочкам за вдумчивые комментарии, теперь есть тема для размышлений

24.01.2015, 20:59

Чудесное интервью! Очень интересная мама 🙂

Рада, что мы знакомы 🙂 Серёжа — очарователен 🙂

Оставить комментарий